Работа в такси: самозанятость или трудовой договор?

табличка такси

В Государственной Думе продолжают обсуждать принятый к рассмотрению еще в 2018 году Закон о такси. Проект, предложенный представителями общественных профсоюзов, предусматривает, что получать информацию о заказах из агрегаторов смогут только те водители, которые работают с перевозчиком на основании гражданско-правовых или трудовых отношений. Идея получила поддержку у Евгения Москвичева – главы комитета по делам транспорта и строительства. Что произойдет, если таксистов начнут оформлять в штат?

Работа по найму или самозанятость?

Сегодня большинство водителей работают в такси по агентскому договору или после оформления самозанятости. Если таксопарки или агрегаторы будут вынуждены нанимать их в штат, то ситуация сложится неблагоприятная. Во-первых, это приведет к увеличению на 30% издержек работодателя, который должен будет перечислять налоги за сотрудника в госбюджет. В свою очередь, на 25% подорожают услуги такси для рядовых пользователей. Соответственно, спрос на услугу также упадет практически на четверть. Это значит, что вызвав такси на вокзал или в аэропорт, придется заплатить значительно дороже.

Эксперты выразили мнение, что благоприятное развитие данного вида бизнеса возможно лишь при условии, что основная часть шоферов останется работать в режиме самозанятости. Тогда услуги водителя такси не подорожают, а останутся на прежнем уровне. Однако представители профсоюзов в своем мнении категоричны и продолжают настаивать на оформлении трудового договора. Они считают, что только в случае официального трудоустройства можно защитить права водителей, особенно используемых как детское такси в Санкт-Петербурге без сопровождения. Кроме того, для удержания цен на прежнем уровне, агрегаторам посоветовали «умерить аппетиты». Какое решение будет принято окончательно, пока не понятно.

Кстати, в ситуации с призывом к обязательному трудоустройству столкнулись не только таксисты России, но и американские водители. В Калифорнии был принят закон, согласно которому их приравняли к наемным служащим с заработком 12$ в час и социальными гарантиями. Однако компании Lyft и Uber подали апелляцию в суд, и действие закона приостановили до ее рассмотрения.